История
Величайшее и прекраснейшее святилище древних Афин, посвященное покровительнице полиса, богине Афине, возвышается над центральной частью современного города на скалистом утесе, известном как Акрополь. Наиболее известные мифы древних Афин, его величайшие религиозные фестивали, ранние культы и некоторые значимые события в истории города связаны с этой священной территорией. Памятники Акрополя гармонично сочетаются с естественным окружением. Эти уникальные произведения древнего зодчества наиболее оригинальным способом заключают в себе различные композиции и стили классического искусства, и в течение многих веков оказывали большое влияние на развитие культуры и искусства.
Акрополь V века до н.э. представляет собой наиболее точное отражение величия, мощи и богатства Афин на пике славы, в золотой век Перикла.
Керамические осколки эпохи неолита (4000/3500-3000 года до н.э.) и находки в районе Эрехтейона, отнесенные ко времени раннего и среднего бронзового века, говорят о том, что холм был заселен с давних времен. Вокруг холма в XIII веке до н.э. было построено укрепление, а цитадель стала центром микенского царства. Это раннее укрепление частично сохранилось наряду с более поздними памятниками, и его историю можно проследить довольно точно.
Акрополь стал священной территорией в VIII веке до н.э. после возникновения культа Афины Паллады, храм в честь которой стоял на северо-восточном склоне холма. Святилище процветало во времена Писистрата в середине VI века до н.э., когда был учрежден крупнейший городской религиозный фестиваль под названием Панафинеи и возведены первые монументальные сооружения Акрополя. Среди последних - так называемый “Старый храм”, а также Хекатомпедос, предшественник Парфенона, посвященные Афине. Алтарь Артемиды Браурония и первая монументальная арка также относятся к этому периоду.
В святилище люди приносили многочисленные и обильные вотивные дары, такие как мраморные кариатиды и всадники, бронзовые и керамические статуэтки. На некоторых из них сохранились надписи, который подтверждают большую значимость культа Афины в древний период.
После победы афинян над персами у города Марафон в 490 году до н.э. они начали строить очень большой храм, так называемый пред-Парфенон. Этот храм так и не был завершен до вторжения персов в Аттику в 480 году до н.э.: они разграбили Акрополь и подожгли его памятники. Афиняне укрыли уцелевшие скульптуры и вотивные дары внутри естественных углублений в священной скале (так возникли искусственные террасы), а также укрепили Акрополь новыми стенами: стеной Фемистокла вдоль северной стороны и стеной Кимона с юга. Некоторые из архитектурных компонентов разрушенных храмов были включены в северную стену и сохранились по сей день.
В середине V века до н.э., когда в Акрополе находился престол Афинской лиги, а Афины были величайшим культурным центром своего времени, Перикл выступил с инициативой амбициозного строительного проекта, который длился всю вторую часть пятого столетия до н.э.. В проекте приняли участие афиняне и иностранцы, получая зарплату в размере одной драхмы в день. Наиболее значимые из сохранившихся в Акрополе зданий, таких как Парфенон, Пропилеи, Эрехтейон и храм Афины-Ники, были возведены в этот период под надзором величайших архитекторов, скульпторов и художников своего времени.
Храмы на северной стороне Акрополя посвящались в основном ранним афинским культам и богам Олимпа, в то время как храмы на южной стороне Акрополя посвящались культу Афины в ее многих качествах: таких как Афина Полиас (покровительница города), Афина Парфенос, Афина Паллада, Афина Промахос (богиня войны), Афина Эргана (богиня ручного труда) и Афина-Ники (богиня победы)
После окончания Пелопонесской войны в 404 году до н.э. и до первого столетия до н.э. на Акрополе не возводилось других значимых зданий. В 27 году до н.э. к востоку от Парфенона был возведен небольшой храм, посвященный Августу и Риму. Несмотря на то, что во времена римлян другие греческие святилища были разорены и повреждены, Акрополь сохранил свой престиж и верующие продолжали приносить сюда обильные вотивные дары.
После вторжения герулов в III веке н.э. были возведены новые укрепления в виде стены с двумя воротами с западной стороны. Одни из этих ворот, так называемые врата Беля (Beulé Gate), названные в честь французского археолога девятнадцатого столетия, проводившего здесь раскопки, сохранились и по сей день.
В последующие века памятникам Акрополя был нанесен вред, как погодными условиями, так и действиями людей. После возникновения христианства и в особенности в VI веке н.э. храмы Акрополя были трансформированы в христианские церкви. Парфенон был посвящен Марии Парфенос (Деве Марии), а позднее был переименован в Панагия Афиниотисса (Афинская Дева) и служил в качестве кафедрального собора города в XI веке. Эрехтейон был посвящен Соирасу (Спасителю) или Панагии, храм Афины Ники стал часовней, а Пропилеи – резиденцией епископа.
Акрополь стал средневековой крепостью. Во время оккупации франков (1204-1456 гг.) Пропилеи были преобразованы в резиденцию правителя франков, а в течение османского периода (1456-1833 гг.) - в штаб-квартиру турецкого гарнизона. Венецианцы под предводительством Ф. Морозини осадили Акрополь в 1687 году, а в сентябре 26 года обстреляли и разрушили Парфенон, который после этого служил в качестве склада боеприпасов. Лорд Элджин также нанес существенный ущерб Парфенону в 1801-1802 годах разграблением скульптурных декораций Парфенона, храма Афины Ники и Эрехтейона. Акрополь был передан грекам в 1822 году в ходе Войны за независимость Греции, а Одиссей Андрутсос стал первым гарнизонным командиром Парфенона.
После освобождения Греции власти страны взяли на себя заботу о памятниках Акрополя. В 1835 и 1837 годах было проведено частичное исследование памятников, а в 1885-1890 годах на территории Акрополя проводились систематические археологические раскопки под руководством П. Каввадиаса. В начале XIX века Н. Баланос возглавил первый крупномасштабный реставрационный проект. В 1975 году был создан Комитет сохранения памятников Акрополя с целью планирования и осуществления крупномасштабных работ по их сохранению и восстановлению. Данный проект, осуществляемый Службой восстановления памятников Акрополя в сотрудничестве с Первой коллегией предметов доисторической и классической античности, все еще продолжается.
Описание
Благодаря природным укреплениям попасть на Акрополь можно только с запада. Доступ к микенской крепости и древнему святилищу осуществлялся отсюда, так же как и к современному месту проведения археологических работ. Впервые холм был укреплен в микенскую эпоху, а остатки этой ранней стены до сих пор видны, в особенности с юго-востока Пропилей. Стены, уцелевшие по сей день, были возведены после персидских войн в первой половине V века до н.э. под руководством Фемистокла (северная стена) и Кимона (южная стена). Позднее, во времена Перикла, в конструкцию стен снова были внесены изменения, когда Акрополь стал цитаделью города.
Доступ к священной скале осуществляется с запада через врата Беля, одни из двух ворот, построенных после вторжения герулов в III веке н.э., а также через небольшую дверь под храмом Афины Ники. После этого посетитель приближается к Пропилеям, величественному входу в святилище, построенному в античные времена архитектором по имени Мнесикл. Храм Афины Ники, построенный в 420 году до н.э. Калликратом, возвышается над бастионом к югу от Пропилей.
Рядом с храмом находился алтарь Афродиты Пандемос, от которого до наших дней сохранилась лишь часть эпистиля. Напротив северного крыла Пропилей находится высокий прямоугольный пьедестал, известный как пьедестал Агриппы, поскольку в свое время на него возлагали приношения от города Афин Маркусу Агриппе, зятю Августа.
Через Пропилеи посетитель попадает буквально в сокровищницу, где находятся великие шедевры древнегреческой архитектуры, построенные, в основном, в пятом веке до нашей эры под руководством Перикла.
Парфенон, являющийся визитной карточкой древнегреческой цивилизации, несомненно, самый величественный из всех. Он был посвящен Афине Парфенос (Деве) и возведен под руководством Перикла, заменив два предыдущих храма, также посвященных богине. Между Парфеноном и Пропилеями, вдоль южной стены, вырезанной в материковой породе, видны остатки двух зданий V века до н.э. – это Брауронион, алтарь, посвященный Артемиде Браурония, и Халькотеке, здание, которое в свое время использовалось для вотивных приношений из бронзы.
К востоку от Парфенона находится небольшой кольцевой храм, построенный в 27 году до н.э. и посвященный Августу и Риму. На самом верху, на восточной стороне холма, видны остатки алтаря Зевса Полиуха, вырезанного в материковой породе, в то время как нынешний музей находится на месте бывшего алтаря, возведенного в честь героя Пандиона.
На северной стороне холма находится Эрехтейон, ионическая храмовая постройка в честь Афины и Посейдона-Эрехтеуса, и знаменитый портик Кариатид. Вдоль южной стены Эрехтейона расположен фундамент "Древнего храма" – дорического храма, возведенного в честь Афины Полиас в VI веке и разрушенного персами в 480 году до н.э., после этого восстановленного и окончательно сожженного в 406 году до н.э..
К северо-западу от Эрехтейона, вдоль северной стены Акрополя, располагается Аррефорион, небольшой квадратный дом, в котором жили аррефории. Эти молодые женщины ткали пеплос (женская дорогая одежда греков) богини для фестиваля Панатенаик, и принимали участие в ритуалах посвящения.
Священная скала была посвящена богине Афине, но ее склоны были заняты другими культами. Несколько пещер на отвесном северном склоне использовались в качестве алтарей, и к ним подводила "peripatos" – тропа длиной в километр, которая опоясывала скалистый утес до самого южного склона с его многими алтарями и другими значимыми памятниками.
Gnto.ru – официальный сайт туристической информации о Греции, поддерживаемый Греческой национальной туристической организацией. На этой странице вы найдете информацию о важнейших туристических направлениях – городах, островах, пляжах, а также о разнообразии занятий, организуемых мероприятий и праздников и многом другом!
Все материалы этого сайта представляют интеллектуальную собственность Греческой национальной туристической организации и не разрешены к использованию и распространению частично или
полностью без письменного на то разрешения от Греческой национальной туристической организации.
Для подробной информации обратитесь, пожалуйста, по адресу: info@gnto.ru Все права защищены. GNTO ©
2013.