Храм Аполлона Эпикурейского – образец сакральной архитектуры
В центральной части полуострова Пелопоннес, рядом с Бассами и древним городом Фигалия, на высоте 1130 метров над уровнем моря гордо возвышается античный храм Аполлона Эпикурейского. Считается, что идейным вдохновителем его строительства и архитектором был великий зодчий Иктин. В 1986 году этот известный всему миру шедевр архитектуры был признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия, первым среди самых значительных памятников Греции. К храму можно добраться из Илии, совершив воодушевляющее путешествие вдоль берегов реки Неды, а также из Триполи или Мегалополиса.
Греческое селение Бассы (в древности Бассe) всегда было сакральным местом с многочисленными храмами. Его название означает «маленькие долины». И действительно, горы Пелопоннеса образуют фантастический пейзаж, среди которого величаво возвышается монументальный храм. Вершины Kотилио, Ликей, Тетразио и Элей стоят как стражи вокруг долины Бассы. Всем античным богам - Пану, Афродите, Артемиде, и, конечно, Аполлону, которого называли «Бассайским» или «Эпикурейским» ( что означает “спаситель”) – поклонялись в этом природном заповеднике. Неудивительно, что именно здесь, в одном из самых крупных религиозных центров всего эллинского мира, должны были воздвигнуть этот храм.
Власть, красота и гармония
Храм, каким мы видим его сегодня, был построен между 420 и 400 годами до н.э.. Археологи убеждены, что под его фундаментом находится еще более древнее святилище, которое может относиться к VII столетию до н.э.. Новый храм – уникальное свидетельство мастерства его создателя Иктина, воплотившего в своей композиции все богатство архитектурного наследия греческой цивилизации. Гениальное сочетание его архаичных и новаторских элементов вызывает восхищение путешественников многие столетия. Павсаний, великий путешественник и географ, который посетил Бассы во II столетии н. э., был ошеломлен его величием и экспрессией. Предполагается, что Иктин спроектировал центральную колонну храма таким образом, чтобы она отражала первые лучи летнего солнцестояния, символизируя вечный свет бога солнца, Аполлона. Если это соответствует действительности, то это - первое крупномасштабное скульптурное произведение искусства в истории человечества, которое отражает абстрактное понятие.
Когда человек создал святилище
Иктин тщательно исследовал окружающую территорию перед началом сооружения храма. В качестве строительного материала он решил использовать серый известняк, которым изобилует местность. В результате такого выбора возник величавый, неподвластный времени храм, идеально вписывающийся в естественную окружающую среду. Пропорции длины и ширины таковы, что внушительный размер храма уравновешивается изяществом исполнения. Великий художник использовал свет в качестве одного из строительных элементов. Игра света и тени создает иллюзию, что храм меньше своей истинной величины, открывая наблюдателю подлинные размеры постепенно, по мере приближения к святилищу. Таким образом, памятник не вызывает впечатления нависающего над пространством объема, но источает мощь и вызывает трепет в непосредственной близости. В то же время, в храме возникает ощущение соприкосновения с самим богом, Аполлоном, воплощением которого является главный элемент античного строения – свет.
Внешние элементы храма созданы в строгом соответствии с дорическим ордером. Скульптурные композиции и архитектурный орнамент демонстрируют изящество и красоту. Капитель центральной коринфской колонны храма – самый древний из сохранившихся до наших дней образцов этого ордера. Монументальный фриз храма с изображением Геркулеса, кентавров и амазонок, представляющий большую историческую и художественную ценность, сегодня хранится в Британском музее.
Храм использовался верующими в течение эллинистического и римского периодов. В 1765 году, руководствуясь письменами Павсания, французский архитектор Жоаким Бошер определил, что некоторые находки принадлежали большому храму Аполлона. Первые планомерные раскопки были предприняты в 1812 году группой выдающихся европейских археологов. В 1902 году Археологическое общество Афин продолжило работы под наблюдением греческих археологов Константиноса Куруниотиса, Константиноса Ромайоса и Панайотиса Каввадиаса. Таким образом, это выдающееся достижение греческой цивилизации вновь стало достоянием человечества во всей ее славе.
Gnto.ru – официальный сайт туристической информации о Греции, поддерживаемый Греческой национальной туристической организацией. На этой странице вы найдете информацию о важнейших туристических направлениях – городах, островах, пляжах, а также о разнообразии занятий, организуемых мероприятий и праздников и многом другом!
Все материалы этого сайта представляют интеллектуальную собственность Греческой национальной туристической организации и не разрешены к использованию и распространению частично или
полностью без письменного на то разрешения от Греческой национальной туристической организации.
Для подробной информации обратитесь, пожалуйста, по адресу: info@gnto.ru Все права защищены. GNTO ©
2013.