История
У подножия горы Парнас, между сходящимися под углом друг к другу скалами Федриадами, расположено всегреческое святилище Дельф, в котором действовал самый знаменитый оракул Древней Греции. В то время Дельфы считались центром мира.
Согласно мифологии, именно здесь встретились два орла, посланные Зевсом с противоположных концов земли для того, чтобы найти “пуп земли”. Дельфийское святилище, расположенное в одном из живописнейших мест, на протяжении многих веков было культурным и религиозным центром, а также символом единства для всего эллинского мира.
История Дельф берет свое начало в доисторических временах и мифах древних греков. Вначале на этом месте было святилище Матери-Земли, которое сторожил ужасный змей Пифон. Позже змей был убит Аполлоном.
Святилище Аполлона было построено здесь критянами, прибывшими в дельфийскую гавань Кирра в сопровождении самого бога, принявшего вид дельфина. Этот миф неоднократно был сюжетом театрализованных представлений на различных праздниках, проходивших в Дельфах, таких как Септерион, Дельфиния, Таргелия, Теофания и, конечно, знаменитая Пифия, в ходе которой праздновали смерть Пифона и устраивали музыкальные и спортивные состязания.
Самые ранние археологические находки на территории Дельф, которые относятся к эпохе неолита (4000 до н.э.), были сделаны в корикейском Андросе, пещере горы Парнас, где совершались первые религиозные обряды. На месте святилища были обнаружены останки микенского поселения и кладбища. Однако следы деятельности человека здесь редкие и разрозненные вплоть до VIII века до н.э., когда был учрежден культ Аполлона и начали развиваться строительство святилища и служение оракулов. Первые каменные храмы Аполлона и Афины были построены в конце VII века до н.э. Афина была официально почитаема также под именем "Пронайя" или "Пронойя" и в ее честь было построено святилище. Согласно литературным и археологическим свидетельствам, со святилищем было связано поклонение и другим богам, в числе которых Артемида, Посейдон, Дионис, Гермес, Зевс Полеас, Гигея (богиня здоровья и гигиены) и Илифия (богиня-родовспомогательница).
Святилище было центром Союза амфиктионов, объединения двенадцати племен Фессалии и Стирии (юг центральной Греции), имевшего религиозное, а позже и политическое значение. Союз амфиктионов контролировал деятельность и финансы святилища, назначая жрецов и других должностных лиц, которые избирались из числа жителей Дельф.
В VI веке до н.э. под защитой и управлением Союза святилище обрело независимость (первая Священная война), расширило свою территорию и усилило политическое и религиозное влияние во всей Греции. Также Союз упорядочил правила проведения Пифийских игр, которые являлись в Греции вторыми по значению после Олимпийских игр, организуемых каждые четыре года.
Между VI и IV веками до н.э. Дельфийский оракул, который пользовался наибольшим доверием, был на пике своего влияния. Пророчества произносились Пифией, жрицей святилища, и толковались жрецами Аполлона. Города, правители и простые люди приходили за советом оракула, выражая свою благодарность богатыми дарами и распространяя его славу по всему миру.
В те времена верили, что оракул существует с начала времен. Считалось, что им были удачно предсказаны события, связанные с Девкалионовым потопом, путешествием аргонавтов и Троянской войной; более точными являются предсказания об основании греческих колоний.
Слава и авторитет оракула спровоцировали начало двух Священных Войн в середине V и IV веков до н.э. В III веке до н.э. святилище было завоевано этолийцами, которые были изгнаны со своих земель римлянами в 191 г. до н.э.. Во времена Римской империи одни императоры оказывали покровительство святилищу, другие же, как Сулла в 86 г. до н.э., грабили его.
Появление рационализма, нового течения философии, в III веке до нашей эры нанесло ущерб влиянию оракула, однако его ритуалы продолжали существовать в неизменном виде вплоть до II века нашей эры, когда за советом к нему приходил римский император Адриан. Подробное описание зданий и более трехсот статуй, сделанное Павсанием, посещавшим святилище, во многом помогло при реконструкции этого места. Византийский император Феодосий окончательно упразднил культ оракула, а в 394 г. до н.э. славянские племена разрушили двор святилища. С появлением христианства, Дельфы стали епископской епархией, но были покинуты в VI-VII веках нашей эры. Вскоре после этого, в VII веке нашей эры на руинах древнего святилища появилась деревушка Кастри, которая в новой истории привлекала некоторых путешественников, любителей древности.
Археологические исследования в Дельфах начали немцы в 1860 году. В 1891 году греческое правительство предоставило Французской школе в Афинах разрешение на долгосрочные раскопки. Эвакуация деревни Кастри позволила осуществить так называемые "Великие раскопки", в ходе которых были обнаружены грандиозные находки, в числе которых было около трех тысяч надписей, представляющих огромную ценность для современных знаний об общественной жизни Древней Греции.
В наши дни Греческая археологическая служба и Французская школа в Афинах продолжают исследования, раскопки и сохранение двух Дельфийских святилищ. Из всех памятников только у Сокровищницы афинян было достаточно оригинального строительного материала, что позволило восстановить ее практически полностью. Проект финансировался администрацией города Афины и был осуществлен Французской школой в 1903-1906 гг. Также были частично восстановлены Хиосский Алтарь, храм Аполлона и Толос. В 1927 и 1930 годах поэт Ангелос Сикелианос и его жена Ева предприняли попытку возродить “дельфийскую идею” и сделать из Дельф новый культурный центр мира, проведя ряд мероприятий, в числе которых были представления античного театра.
Описание
Археологические раскопки в Дельфах включают в себя два святилища, посвященные Аполлону и Афине, и другие здания в основном спортивного назначения. Посетители, прибывающие из Афин, первым видят святилище Афины Пронайи, то есть Афины, которая стоит перед храмом Аполлона. Вне его стен расположено поселение Дельф. В стенах святилища находятся знаменитый Толос, являющийся современным символом Дельф, и останки трех храмов, посвященных богине. Два храма более ранней постройки были созданы из туфа на этом же месте в период с середины VII века по 500 год до н.э.. Третий храм, построенный из известняка, был выстроен в западной части святилища после землетрясения в 373 г. до н.э.. В состав святилища также входят жертвенники Зевса Полеаса, Афины Эрганы, Афины Зостерии, Илифии и Гигеи, останки двух зданий, посвященных местным героям Филаку и Автоною, которые изгнали персов из Дельф, а также две сокровищницы с мраморными крышами, одна из них в дорическом стиле, другая – в эолийском. На эолийской сокровищнице, построенной зодчими из Массалии, сохранилась характерная капитель в виде пальмового листа. На территории святилища также находятся: мемориал в честь изгнания персов, статуя императора Адриана и здание, известное как Дом жрецов.
К северо-западу от святилища Афины Пронайи расположены гимназия, место для физических упражнений и обучения, палестра и бани. Далее, вверх по склону находится Кастальский источник – священный источник Дельф, водой которого путешественники утоляли жажду после долгого пути и очищались перед визитом к оракулу.
Центральной, наиболее важной частью памятника является святилище Аполлона, окруженное обычным периболом или внешней стеной, с главными воротами на юго-восточном углу. Отсюда посетители вступают на Священный путь – улицу, ведущую к храму Аполлона с его знаменитым аудитоном, где Пифия произносила свои пророчества. Во все стороны от храма и Священного пути территория святилища простирается в виде рукотворных террас, поддерживаемых массивными стенами, граничащими с портиками (Аттала, этолийцев, афинян), в каждый из которых входили через соответствующие ворота во внешней стене.
Среди этих зданий и вдоль Священного пути разбросаны многочисленные культовые памятники, подаренные греческими городами или богатыми людьми по случаю общественно-политических событий или просто для выражения благодарности богу и его оракулу. Эти памятники свидетельствуют о высоком уровне развития искусства от Востока до берегов Средиземного моря и демонстрируют богатство их дарителей. Они чрезвычайно разнообразны: от бронзовых и серебряных треножников (один из символов оракула) до сложных скульптурных групп в бронзе или мраморе.
Роскошные и эффектные, несмотря на небольшой размер, культовые здания, известные как сокровищницы, использовались для хранения небольших приношений богам, но прежде всего для демонстрации искусства и великолепия города, по воле которого они созданы. Грандиозный храм возвышается над святилищем обширной террасой, поддерживаемой великолепной стеной в форме многоугольника. Перед его входом посетители могут полюбоваться множеством замечательных памятников, подаренных храму в основном богатыми людьми. Выше храма расположен театр, где проводились театральные и музыкальные состязания Пифийских игр. Еще выше по склону, за стенами святилища находится стадион, где проводились спортивные соревнования.
Снаружи и вокруг двух святилищ расположены остатки поселений и кладбищ Дельф, которые появились в основном в классическом и римском периодах.
Gnto.ru – официальный сайт туристической информации о Греции, поддерживаемый Греческой национальной туристической организацией. На этой странице вы найдете информацию о важнейших туристических направлениях – городах, островах, пляжах, а также о разнообразии занятий, организуемых мероприятий и праздников и многом другом!
Все материалы этого сайта представляют интеллектуальную собственность Греческой национальной туристической организации и не разрешены к использованию и распространению частично или
полностью без письменного на то разрешения от Греческой национальной туристической организации.
Для подробной информации обратитесь, пожалуйста, по адресу: info@gnto.ru Все права защищены. GNTO ©
2013.